учебный план

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ
«Бускринская СОШ» на 2021/2022 учебный год.
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных организаций, реализующих основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования (далее - образовательные организации), формируются в соответствии с
требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования» (далее - ФКГОС) (для X-XI классов);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
1.3. Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену.
1.4. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется
образовательной организацией в соответствии с СанПиН.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе — 35 минут;
- во 2 - 4 классах – 35 - 45 минут (по решению образовательной организации).
1.5. Учебный план является частью образовательной программы образовательной
организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные программы в
соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с учетом
примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования, в соответствии с ФГОС. Учебный план образовательных организаций на
учебный год предусматривает:
4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования для I-IV классов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
образования для X-XI классов.
Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2020г.
Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных
предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря
2015 года №№ 1576,1577,1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных
самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и
литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского
языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской
Федерации.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования
предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной
язык и родная литература» являются обязательными для изучения.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с
образовательной программой образовательной организации осуществляется деление
классов на две группы:
- при реализации основных общеобразовательных программ начального общего и
основного общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку»
(1I-1X классы), «Технологии» (V-IX классы), родному языку, а также по «Информатике»,
«Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) при наполняемости
V1II-IX классов 25 и более человек;
- при реализации основных общеобразовательных программ среднего общего
образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Родному
языку», «Технологии», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ»
(«Информатике»), «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во время проведения
практических занятий) при наполняемости класса 25 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов
с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам, для
организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе изучения
элективных учебных предметов.
По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается
деление классов на три группы при реализации образовательных программ,
обеспечивающих углубленное изучение иностранных языков (при изучении первого,
основного иностранного языка), в гимназиях и образовательных организациях с
углубленным изучением иностранного языка, начиная со II класса. Также по согласованию
с главными распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы при
проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской

этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более
модулей.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной
подготовки.
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные,
групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально
допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.282I-I0.
1.7. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные
планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего и основного
общего образования. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено.
Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся
определяется образовательной организацией самостоятельно.
1.8. В учебном плане для образовательных организаций, в которых обучение ведётся
на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов Дагестана, для изучения
родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в том числе и на
русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной
национальности. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом
родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно)
одним уроком.
1.9. Образовательные организации для использования при реализации
образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету,
входящему
в
обязательную
часть
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных
программ.
2. Начальное общее образование.
Основная образовательная программа начального общего образования может
включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательной
деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
основной образовательной программы начального общего образования определяет
образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации обучающихся.

Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:
- на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательных учебных предметов;
- на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Организация образовательной деятельности по основной образовательной
программе начального общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы начального общего образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях
пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным
величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (1
час в неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на изучение учебного предмета
«Русский язык».
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ).
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами
родительских представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей)
обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне
зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование
учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из
обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года
обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается
перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного
уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Недельный учебный план начального общего образования
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Предметные области

Учебные

Количество часов в неделю

предметы

I

Классы

II

III

IV

всего

Обязательная часть
Русский

язык

и Русский язык

4

5

5

4

18

2

2

2

3

9

литературное чтение на литературное чтение

0,5

0,5

0,5

1,5

родном языке

0,5

0,5

0,5

0,5

5

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

1

1

литературное чтение
Родной

язык

Литературное чтение
и Даргинский

Иностранный язык
Математика

язык

и

Английский язык
и Математика

информатика
Обществознание

и Окружающий мир

естествознание
Основы

религиозных Основы

религиозных

культур и светской этики

культур и светской этики

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

искусство

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

17

20

20

22

79

Изобразительное
Технология

Физическая культура и Физическая культура
Основы

безопасности

жизнедеятельности
Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика

1

1

2

Русская литература

-

1

1

1

3

Физическая культура

2

2

2

2

8

Родной язык и литературное чтение на родном языке

2

2

2

1

7

Итого

4

6

6

4

20

Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность

21

26

26

26

99

Шахматы

1

1

1

3

1

1

«Вдумчивый читатель»
«Внимательный читатель»
Итого (внеурочная деятельность)

3. Основное общее образование

1
1

2

2

1
2

5

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная
образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и
несколько учебных планов.
Учебный план образовательной организации должен предусматривать возможность
введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы
обучающихся. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более
6020 часов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего образования):
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной
модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом).
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам основного общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы основного общего образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов может быть организовано в VV11 классах, как в условиях пятидневной учебной недели, так и в условиях шестидневной
учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, в V-VII классах
используются часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом
уровне 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета «Иностранный язык» на
углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 1-4 часа в неделю.

Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных
организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях, устанавливается
по выбору образовательной организации.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по
модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. Не
допускается замена учебного предмета «Технология» учебным предметом «Информатика».
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII класса для
обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного
предмета «Технология» обязательно изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с
использованием ИКТ).
Для организации предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе
рекомендуется использовать 1 час части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, и (или) внеурочной деятельности на реализацию
профориентационных программ для выбора профиля дальнейшего обучения и построения
индивидуального образовательного маршрута.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее - предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС
основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм
морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности. Так как предметная область ОДНКНР является
обязательной предметной областью, в учебном плане образовательной организации
необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за
счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345
определены учебники, которые используются при изучении предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры России».
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках учебного плана
также возможна ее реализация во внеурочной деятельности, а также при изучении учебных
предметов других предметных областей. Принятие решения о реализации предметной
области ОДНКНР, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения
предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы
духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей
относится к компетенции образовательной организации.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации основной
образовательной программы основного общего образования должен быть укомплектован
печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем
предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными
приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и
материалами, дополнительной литературой.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной
деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять
лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательной организации.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно формироваться с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые
студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские
организации, научно-практические конференции, школьные научные общества,

олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается
перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного
уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Недельный учебный план основного общего образования
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

IX Всего

и Русский язык

2

2

2

2

2

10

Литература

1

1

1

1

1

5

литература

2

2

2

2

2

10

Английский язык

1

1

1

1

1

5

5

5

Классы
Обязательная часть
Русский
язык
литература

Родной язык и родная Даргинский
литература
Иностранные языки

язык

Математика

и Математика

информатика

Алгебра

2

2

1

5

Геометрия

2

2

2

6

Информатика

1

1

1

3

Общественно-научные
предметы

История
России.
Всеобщая история
2

2

2

2

2

10

Обществознание

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

1

1

2

4

2

2

4

2

8

География
Естественно-научные
предметы
Искусство

Технология

10

1

Физика
Химия
Биология

1

1

2

2

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

Технология

1

1

1

Физическая культура и Основы
безопасности
Основы безопасности жизнедеятельности
жизнедеятельности
Физическая культура
3

3

Итого

22

21

4
3

1

4

1

1

2

3

3

3

15

25

27

25 120

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предметные области

Русский

язык

литература

Учебные
предметы
Классы

V

VI

VII

VIII

IX Всего

и Русский язык

3

4

3

2

2

14

Литература

2

2

1

1

2

8

1

1

1

1

1

5

2

2

2

2

2

10

Родной язык и родная Даргинский
литература
литература
Иностранные языки

Количество часов в неделю

Английский язык

язык

Математика
информатика

и Алгебра
1

1

2

4

1

1

2

1

1

3

Общественно-научные
предметы

История Дагестана
Физика

Естественно-научные
предметы

1

Биология

1

1

Технология

1

1

2

Технология
1

3

Основы
духовно- Основы
духовнонравственной культуры нравственной культуры
народов России
народов России
1

1

Итого:

11

11

10

9

11 52

Итого:

32

33

35

36

36 172

4. Среднее общее образование
Учебный план образовательных организаций, реализующих образовательные
программы среднего общего образования на основе ФКГОС, используется в 2020/2021
учебном году в XI классах образовательных организаций.
Учебный план для XI классов на основе ФКГОС реализует модели универсального
(непрофильного) обучения, профильного обучения, а также обеспечивает углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной
программы среднего общего образования.
Учебный план устанавливает соотношение между федеральным компонентом,
региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный
компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных
общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные
предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение
общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные
учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня,
определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
При организации профильного обучения образовательной организации для
составления учебного плана следует:
- включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне
(инвариантная часть федерального компонента);
- включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне
(из вариативной части федерального компонента), которые определят направление
специализации образования в данном профиле.
В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом
или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). В случае если
выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных
учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава
инвариативной части. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или)
количество часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на
базовом или профильном уровнях, запрещено.
Профильное обучение осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.
Региональным компонентом учебного плана является определение времени на
изучение учебных предметов «родной язык» (I час в неделю в каждом классе) и
«дагестанская литература» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI классах. Соблюдение
регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной
организации.
Часы компонента образовательной организации при наличии учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, могут
использоваться для:
- увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных
учебных предметов федерального компонента;
- преподавания элективных учебных предметов;
- преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией;
- проведения учебных практик и исследовательской деятельности;
- осуществления образовательных проектов и т.п.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору
обучающихся из компонента образовательной организации.
Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет
поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать
дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

- «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный
профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах
человеческой деятельности.
Количество
изучаемых
элективных
учебных
предметов
определяется
образовательной организацией в зависимости от выбора обучающихся.
При формировании учебного плана образовательная организация выбирает
элективные учебные предметы, которые имеют программу и обеспечены учебниками и
(или) учебными пособиями. На элективных учебных предметах возможно использование
электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении
лицензионных требований к приобретению такой продукции).
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей
программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не
рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС среднего общего образования
рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые или альтернативные
методы оценивания качества знаний.
Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История
России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием
учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. Независимо от
принятой в образовательной организации системы текущей и промежуточной аттестации
обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету
«История».
Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и
право)» (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право»,
которые могут преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве
самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание»,
«Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости
от выбранного профиля.
Допускается реализация учебного предмета «Математика» в X-XI классах учебными
предметами «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в соответствии с образовательной
программой образовательной организации.
Изучение естественнонаучных предметов в X-XI классах может быть обеспечено как
интегрированным учебным предметом «Естествознание», так и отдельными учебными
предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне учебные предметы
«Химия» и «Биология» изучаются по I часу в неделю (всего 68 часов каждый), учебный
предмет «Физика» - 2 часа в неделю (всего 136 часов за два года обучения).
Учебный предмет «Астрономия» вводится в X-XI классах как отдельный
обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки
и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований,
фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет
«Астрономия» представлен только на базовом уровне и является обязательным (не менее 35
часов за года обучения) для изучения вне зависимости от выбранного образовательной
организацией профиля или модели универсального (непрофильного) обучения.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных
организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях, устанавливается
по выбору образовательной организации.
В случае выбора учебного предмета «Второй иностранный язык» на его изучение в
учебном плане предусматривается не менее 2 часов в неделю.
При выборе модели универсального (непрофильного) обучения рекомендовано
изучение учебных предметов «География», «Искусство (МХК)», «Технология». При выборе
модели профильного обучения изучение учебных предметов «География», «Искусство
(МХК)», «Технология» осуществляется в соответствии с профилем образовательной
организации.

Учебный план на уровне среднего общего образования в рамках федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования.
Классы/Количество часов в
неделю/год
Предметная область

Учебные
предметы

10

11

Базовый
уровень

Базовый
уровень

Всего

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

1/34

1/34

2/68

литература

Литература

3/102

3/102

6/204

Родной язык и литература

Даргинский
язык

1/34

1/34

2/68

Даргинская

1/34

1/34

2/68

литература
Иностранные языки

Английский
язык

3/102

3/102

6/204

Общественные науки

История или

2/68

2/68

4/136

Обществознан
ие

2/68

2/68

4/136

Математика и информатика

Математика

4/136

4/136

8/272

Естественные науки

Астрономия

1/34

-

1/34

Физика

1/34

1/34

2/68

Физическая
культура

3/102

3/102

6/204

Основы

1/34

1/34

2/68

23/782

22/748

45/1530

Россия в мире

Физическая
экология
безопасности

и

культура,
основы

жизнедеятельности

безопасности
жизнедеятель
ности

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Индивидуальный проект
Общественные науки
Математика и информатика
Естественные науки

Искусство

1/34

1/34

2/68

География

1/34

1/34

2/68

Информатика

1/34

1/34

2/68

Физика

1/34

1/34

2/68

Химия

1/34

1/34

2/68

Биология

1/34

1/34

2/68

Искусство
(МХК)

1/34

1/34

2/68

Предметы и курсы по выбору
Русский язык и литература

Литература

1/34

2/68

3/102

Математика и информатика

Математика

1/34

1/34

2/68

Физика

1/34

1/34

2/68

Химия

1/34

1/34

2/68

Биология

1/34

1/34

2/68

Обществознан
ие

1/34

1/34

2/68

Технология

1/34

1/34

2/68

Итого:

14/476

15/510

28/986

Итого всего:

37/1258

37/1258

74/2516

Естественные науки

Общественно-научные
предметы
Технология

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X-XI
классах является обязательным.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы среднего общего образования. Таким
образом, в гимназиях, лицеях и образовательных организациях с углубленным изучением
отдельных учебных предметов также реализуется модель профильного обучения в
соответствии с целью и предметом деятельности образовательной организации и
реализуемыми образовательными программами.
Учебные планы для образовательных организаций, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной
программы среднего общего образования, должны быть основаны на требованиях ФГОС.
Вариативная часть учебных планов формируется образовательными организациями
самостоятельно. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или)
количество часов на изучение обязательных учебных предметов запрещено.
Количество часов, отводимых на учебные предметы, изучающихся на углубленном
уровне в гимназиях, лицеях и образовательных организациях с углубленным изучением
отдельных учебных предметов, должно соответствовать количеству часов по данным
учебным предметам на профильном уровне, установленному ФГОС.
Освоение общеобразовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение
отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной
программы среднего общего образования, осуществляется в режиме шестидневной учебной
недели.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (963) 421-07-88

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».