03.09.2020
Абдуллабекова Хадижат
Мирзаевна
заместитель директора
по УВР
Школьное образование играет очень
важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и
духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как
известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.
Одной из важных тенденций в
современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и
активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом.
Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому
впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества. Каждый ребенок –
в первую очередь уникальная личность с неповторимым набором качеств и
возможностей.
Для учителя важно организовать не
только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками
играет для их всестороннего развития существенную роль. Оно помогает сблизиться
с детьми, узнать разнообразные стороны их характера. Для учителя важно
расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться
мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его
работы, востребованности.
Цели и
задачи учебно-воспитательной работы в школе
Итак, основной целью
учебно-воспитательной работы в школе во все времена являлось и является
создание условий, при которых происходит становление личности. Для педагога
очень важно воспитать правильно ребенка: развивать его моральные и нравственные
ценности, творческий потенциал, способствовать умственному, эмоциональному и
физическому здоровью. Важно, чтобы ребенок получил навыки, необходимые в жизни,
чтобы в сложной жизненной ситуации он смог принять правильное решение, смог
овладеть различными профессиями в зависимости от того, как сложится его путь.
Для
реализации выше поставленной цели учебно-воспитательной работы в школе перед
учителем стоят важные задачи:
1. Всестороннее
развитие ребенка, охватывающее различные стороны личности.
2. Воспитание
общительности и понимания общности с коллективом. Развитие желания взаимопомощи.
3. Формирование
навыков к труду.
4. Повышение
интеллектуального уровня ребенка, развитие навыков самообразования и
познавательного интереса.
5. Развитие
творческих способностей как метода самовыражения ребенка, любви к прекрасному.
6. Создание у
детей ярких впечатлений о родном крае, о Родине в целом.
Поставленные задачи
учебно-воспитательной работы в школе соответствуют направлениям формирования
личности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь основными качествами
гармонично развитой личности являются трудолюбие, самостоятельность, доброта,
честность, сострадание, готовность защитить родную природу.
Формы и
методы учебно-воспитательной работы в школе
Формой учебно-воспитательной работы
обозначают способ организации деятельности в школе. В практике учителя имеется
большое разнообразие форм работы. Если попытаться их упорядочить, то можно
выделить пять основных форм учебно-воспитательной работы в школе. В основе
данной классификации лежат главные методы учебно-воспитательного воздействия:
слово, переживание, деятельность, игра, психологическое воздействие.
1. Словесно
– логические. Это беседы с
детьми, собрания, обсуждение общих проблем.
2. Образно –
художественные. Основой
является совместное эстетическое переживание. Примером может послужить
совместный поход на концерт, спектакль; школьный праздник.
3. Трудовые. Сюда можно отнести организацию уборки, субботника,
ремонта класса. Совместный труд способен вдохновлять не меньше, чем поход в
театр или на концерт.
4. Игровые -
это
спортивные или интеллектуальные игры, конкурсы.
5.
Психологические. Данная форма очень
важна для работы учителя, хотя и требует специальной подготовки. Сюда можно
отнести психологические беседы и упражнения.
Помимо того, можно выделить
индивидуальные, групповые и массовые формы учебно-воспитательной работы в
школе. Очень эффективна такая форма работы учителя, как классный час, основой
которого является разговор с учениками на заранее приготовленную тему.
Планирование
и анализ учебно-воспитательной работы в школе
В организации учебно-воспитательной
работы особое место занимает план. Он является важной частью успеха в
воспитании школьников. Быть учителем – значит нести ответственность за их
развитие и здоровье. Учитель должен это осознавать и знать, к чему стремится.
Для того, чтобы педагог успешно выполнял свою работу и совершенствовался, он
обязан выполнять аналитическую деятельность, оценивать свои поступки и решения.
При планировании учитель должен учитывать,
как нормативные документы, так и проблемы воспитания каждого из учеников. План
должен быть четким и ясным. В школе необходимо календарное планирование, то
есть все мероприятия должны быть спланированы по дням, неделям и четвертям.
Каждый из нас в своих воспоминаниях
возвращается к событиям школьной жизни. В памяти часто возникает яркий образ,
связанный с любимыми педагогами, интересными разносторонними личностями,
общение с которыми доставило нам радость. Их любовь к детям, манеры, самоотдача
остаются в нашей памяти на всю жизнь, порой становясь примером человеческих
отношений.
Итак, главной целью работы учителя
является воспитание самостоятельной, культурной, нравственной личности,
осознающей свою ответственность перед семьей и обществом. Его работа является
важнейшим звеном в воспитательной системе, действенным механизмом осуществления
индивидуального подхода к ребенку. Учитель является своего рода посредником
между воспитанником и обществом в освоении знаний и культуры.